Обзор по итогам анализа представленных за I полугодие 2018 года органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления в Республике Татарстан сведений о реализации мероприятий по противодействию коррупции

Обзор

по итогам анализа представленных за I полугодие 2018 года органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления в Республике Татарстан сведений о реализации мероприятий по противодействию коррупции

 

Анализ отчетов о реализации мер по противодействию коррупции позволяет сделать вывод, что по отдельным направлениям профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной и муниципальной службе остаются проблемные вопросы, требующие особого внимания со стороны региональных и муниципальных органов власти и их дальнейшего решения.

За I полугодие 2018 года в органах местного самоуправления в Республике Татарстан (далее – ОМС) за несоблюдение требований и ограничений антикоррупционного законодательства 80 муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. По фактам представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проведено 19 проверок, по результатам которых 2 депутата городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны и 1 депутат Совета Печищенского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан досрочно лишены полномочий, 7 депутатов самостоятельно сложили полномочия до окончания срока проведения проверки (в Пестречинском, Рыбно-Слободском, Тукаевском муниципальных районах Республики Татарстан).

Среди органов государственной власти Республики Татарстан (далее – ОГВ) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ) отмечается рост количества служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в три раза (с 20 до 67 служащих).

Согласно проведенному Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу исследованию мнения населения муниципалитетов республики в 2018 году более 30% опрошенных жителей Алькеевского, Верхнеуслонского, Зеленодольского, Кукморского, Ютазинского районов и города Казань высказали мнение о высоком уровне коррупции в Республике Татарстан. На незащищенность от административного произвола указали респонденты, проживающие в 38 муниципальных образованиях республики. Наибольшее число участников опроса с подобным мнением (более 50%), проживают в Аксубаевском, Апастовском, Зеленодольском, Менделеевском, Новошешминском, Тукаевском, Ютазинском муниципальных районах и городе Казани.

Негативное воздействие коррупции на свою жизнь испытывают более 25% респондентов 10 муниципальных образований: Апастовского, Арского, Балтасинского, Высокогорского, Кайбицкого, Кукморского, Нурлатского, Рыбно-Слободского, Чистопольского районов и г. Набережные Челны.

1. Деятельность должностных лиц и подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

 1.1. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» в государственных органах и органах местного самоуправления созданы кадровые службы или определены должностные лица кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Общая штатная численность составляет в ОГВ 57 единиц, ОМС – 178 единиц. 

Эффективность профилактических работ по противодействию коррупции во многом зависит от профессионализма и опыта сотрудников кадровых служб. Штатная численность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в I полугодии 2018 года органов местного самоуправления увеличилась на 4 единицы (г. Набережные Челны, Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан). Наибольшая штатная численность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди органов местного самоуправления в г. Казани – 35 единиц и г. Набережные Челны – 12 единиц. В ОГВ по три штатные единицы имеют Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, две единицы в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и по одной в остальных государственных органах.

1.2. Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики проведен мониторинг утвержденных в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-701 перечней должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), а также сведения о доходах членов их семей. Установлено, что отдельными государственными органами (Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан) положения Указа Президента Республики Татарстан от 30.12.2009    № УП-701 учтены не в полной мере. Органам государственной власти рекомендовано организовать работу по актуализации перечней должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также приведению их в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства (информационное письмо от 26.01.2018 №02-655).

В связи с чем общая штатная численность государственных и муниципальных служащих, подающих сведения о доходах, возросла на 1% и 3% соответственно (ОГВ – 3281, ОМС – 13357 с учетом лиц, замещающих муниципальные должности).

 

2. Проведение анализа и проверок достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Показатель анализа сведений о доходах государственных служащих снижен на 3%, что в совокупности с увеличением количества представленных сведений говорит о недостаточности проводимой работы подразделениями и должностными лицами по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, в указанный период анализ не проводился в следующих органах государственной власти Республики Татарстан:

 

 

Следует отметить, что высокие показатели работы по анализу сведений о доходах имеют следующие органы государственной власти:

 

 

 Среди органов местного самоуправления Республики Татарстан работа по анализу сведений о доходах не проводилась в следующих муниципальных районах:

 

 

Высокие показатели по анализу сведений о доходах среди органов местного самоуправления Республики Татарстан имеют следующие муниципальные районы:

 

 

По результатам анализа сведений о доходах, а также информации о нарушениях, поступивших из иных источников, органами государственной власти Республики Татарстан проведено 19 проверок сведений о доходах служащих (АППГ - 20), ОМС – 153 (АППГ - 62).

По результатам проведенных проверок полноты и достоверности сведений о доходах в органах власти республики к дисциплинарной ответственности привлечены 17 государственных и 17 муниципальных служащих, в отношении которых установлены факты правонарушений (за аналогичный период прошлого года эти показатели составили 8 и 3 соответственно). Факты привлечения к дисциплинарной ответственности имеются в Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан. Также к ответственности привлекались служащие следующих ОМС: г. Казани,  г. Набережные Челны, Дрожжановского, Бугульминского, Черемшанского, Чистопольского муниципальных районов Республики Татарстан.

3. Деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В целях обеспечения соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в I полугодии 2018 года проведено 41 заседание соответствующих комиссий в органах государственной власти и 178 заседаний в органах местного самоуправления (АППГ – 51 и 194).

Количество служащих, в отношении которых комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотрены материалы (представление неполных или недостоверных сведений о доходах, невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, урегулирование конфликта интересов, согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации бывших служащих) увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% (государственные служащие) и 88% (муниципальные служащие).

Заседаний комиссий не проводилось в Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, Министерстве культуры Республики Татарстан, Заинском муниципальном районе Республики Татарстан.

Следует отметить, что ссылка на отсутствие оснований для проведения заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не может считаться приемлемой, так как одним из оснований для рассмотрения на комиссии нарушений антикоррупционного законодательства является информация, подготовленная должностными лицами кадровой службы, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Одним из источников выявления нарушений может служить анализ справок о доходах.  Проведенный должным образом анализ сведений о доходах государственных (муниципальных) служащих должен приводить к значимым результатам.

В качестве положительного опыта таких подходов можно отметить деятельность ответственного лица кадровой службы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, которым проводится анализ сведений о доходах, представленных гражданами при назначении на должность государственной гражданской службы из кадрового резерва Инспекции. В целях анализа сведений направляются запросы в Управление федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о подтверждении сведений, указанных в справках о доходах. По результатам анализа принимается решение о проведении проверки. В I полугодии 2018 года за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства 4 государственных служащих Инспекции привлечены к дисциплинарной ответственности.

При организации работы комиссий следует обратить внимание на перечень вопросов, выносимых на ее обсуждение. Если совершенный служащим проступок относится к категории малозначительного (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016                      № 18-2/10/П-1526), с согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего (ч. 1 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, исключение данных вопросов с рассмотрения на комиссиях повысит эффективность их работы.

Республика Татарстан уже неоднократно критиковалась за отсутствие принципиальных подходов к виновным в нарушении законодательства о противодействии коррупции. Так, по итогам I полугодия лишь 32% служащих, рассмотренных на заседаниях комиссий, были привлечены к дисциплинарной ответственности.

4. Выполнение служащими антикоррупционных обязанностей.

В отношении всех служащих, от которых поступили уведомления о возникновении или возможном возникновении конфликта интересов (ОГВ – 13, ОМС - 26), приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В большинстве случаев формой предотвращения конфликта интересов послужил отказ от выгоды.

В ОМС возросло количество служащих, которые уведомили об иной оплачиваемой работе до 483 (АППГ 125, рост почти в 4 раза, среди лидеров город Казань (34), Агрызский муниципальный район (31), Буинский муниципальный район (30). Рост связан с тем, что муниципальные служащие Республики Татарстан принимали активное участие в подготовке к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России. В ОГВ количество служащих, которые уведомили об иной оплачиваемой работе по сравнению с АППГ незначительно снизилось (113 и 105 соответственно).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ                                  от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации», возросло количество уведомлений о получении подарка и количество сданных подарков. В органах государственной власти подано одно уведомление о получении подарка (Министерство информатизации и связи Республики Татарстан), который в дальнейшем был сдан. В органах местного самоуправления было подано 3 уведомления (Заинский и Спасский муниципальные районы Республики Татарстан).

 

5. Взаимодействие с институтами гражданского общества.

Реализация антикоррупционной политики невозможна без эффективного использования различных форм взаимодействия с институтами гражданского общества (советами предпринимателей, ветеранов, общественными советами и организациями). Необходимо привлекать общественность к участию в заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов, выносить вопросы по профилактике коррупции на решение общественных советов. Отдельной формой участия общественных организаций и иных представителей общественности является проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

Следует отметить, что данная работа по взаимодействию с институтами гражданского общество успешно проводится в следующих органах государственной власти и местного самоуправления:

 

 

Среди ОГВ данная работа не проводится Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан. В Азнакаевском и Атнинском муниципальных районах Республики Татарстан за I полугодие 2018 года не проведено ни одного мероприятия с привлечением представителей гражданского общества.

 

6. Взаимодействие со средствами массовой информации.

Оcобую роль в организации взаимодействия между органами государственной власти, общественными институтами и гражданами по вопросам антикоррупционной политики занимают средства массовой информации, делая достоянием гласности скрытые механизмы коррупции, лишая ее тем самым благоприятных условий и факторов успешного развития. Тема коррупции в СМИ Татарстана освящается достаточно широко и регулярно. Количество программ, фильмов, печатных изданий, сетевых изданий антикоррупционной направленности, созданных самостоятельно или при поддержке органов власти, возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50%. Количество выступлений представителей органов государственной власти и местного самоуправления в СМИ по вопросам антикоррупционной направленности увеличилось в 2,5 раза (ОГВ) и в 1,5 раза (ОМС).

В 11 ОГВ Республики Татарстан и 6 ОМС взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам противодействия коррупции не осуществляется, на что следует обратить внимание и активизировать работу во II полугодии 2018 года.

При этом с положительной стороны можно отметить деятельность:

 

 

 

 

7. Предложения по повышению эффективности антикоррупционной работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Республике Татарстан.

В целях повышения эффективности антикоррупционной работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Татарстан по итогам проведенного мониторинга целесообразно:

-  должностным лицам по профилактике коррупционных и иных правонарушений во II полугодии 2018 года осуществлять анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции в отношении всех служащих и граждан, претендующих на замещение должностей государственной (муниципальной) службы;

-  при принятии решений о привлечении служащих к ответственности на комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов руководствоваться Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2016 года №18/2/10/П-1526 и применять единый подход назначения дисциплинарного взыскания в зависимости от совершенного правонарушения;

- строго выполнять порядок уведомления о получении подарка в соответствии с законом;

-  активизировать работу по вовлечению институтов гражданского общества (общественные советы, молодежные организации, советы ветеранов, советы предпринимателей) в антикоррупционную деятельность в части проведения конференций, круглых столов и научно-практических семинаров с целью правового и антикоррупционного просвещения служащих и населения республики.

Управление Президента Республики Татарстан

по вопросам антикоррупционной политики

docx
Скачать текст
DOCX, 196.5 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International